Уроки Макиавелли. Горе тому кто умножает чужое могущество.

Горе тому, кто умножает чужое могущество, ибо оно добывается умением и силой, а оба эти достоинства не вызывают доверия у того, кому могущество досталось.


Для иллюстрации этого правила достаточно вспомнить отношение Сталина и Жукова во время войны и после её окончания. В мае 1945 года Германия капитулировала, авторитет Жукова в народных массах был очень велик и потенциально он мог получить реальную поддержку народа в борьбе за власть. Сталин, понимая сложившуюся ситуацию, предпринял ряд мер по снижению авторитета Жукова, с целью централизации власти. Дело не в “плохом” характере вождя и не в психологии, а социальной технологии управления.


Если переносить правило Макиавелли на бизнес, то тут тоже возникают подобные ситуации, например:

Продажник очень хорошо продаёт, его ставят начальником отдела, потом коммерческим директором, а потом у генерального директора возникает головная боль, как обуздать коммерческого директора, который часто нарушает субординацию и начинает диктовать свои условия на работе.


Любой начальник отдела или неформальный лидер, который своими умениями двигает компанию вперёд, забирает реальную власть у главного управляющего. Это объективный процесс.

Властью нужно умело делиться и создавать противовесы ключевым игрокам в борьбе за власть. Если властью не делиться, компанию ждут стагнация или потери в виде ухода талантливого управляющего вместе с частью сотрудников и клиентской базой. Если властью делиться, но не создавать противовесы, компанию уведут у собственника или её ждёт раскол. Противовесы и сдерживающие механизмы собственник должен продумать заранее. Вместе с властью нужно делить риски, создавать искусственную конкуренцию внутри коллектива, направлять информационные потоки так, чтобы была чувствовалась разница в осведомленности между главой компании и её ТОП-менеджментом. Популярные меры исполнять самому, а непопулярные меры перекладывать на своих заместителей.