Пирамида Маслоу

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:


Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.

Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.


В моём понимании пирамида вовсе не является пирамидой, а потребности человека можно разнести на две категории:

  1. Гигиенические потребности (поесть, помыться, поспать, удовлетворить сексуальные потребности и т.д.)
  2. Потребность в доминировании (социальные связи, власть, социальная оценка, возможность командовать и т.д.)

При этом потребность в доминировании возникает из-за желания облегчить доступ к получению гигиенических потребностей. Все люди чувствуют, чем выше статус человека, тем больше возможностей удовлетворять гигиенические нужды. Инстинкт размножения можно отнести как к первой категории, так и ко второй. Если у человека есть далеко идущие планы на детей, то это потребность в доминировании, если далёких планов нет, то человек в первую очередь удовлетворил свои сексуальные нужды, а дети получились как следствие.


Желание доминирование - это очень большой рынок для производителей. Дорогие гаджеты, одежда, авто, курорты и пр. не делают человека лучше, но помогают ему сделаться более доминантным в глазах других людей. Гигиенический рынок очень компактный и он зависит главным образом от количества населения планеты. У доминантного рынка нет границ, т.к. им движет жадность, зависть, глупость и лень.